Управленческую отчетность и ключевые показатели разрабатывает для себя каждая приличная Компания. И дело здесь не в приличиях. Дело в возникающих потребностях управления компанией, необходимости видеть те разрезы отчетности, которые помогают правильно оценивать работу и управлять. Сопровождают такую отчетность набор ключевых показателей. Они помогают легче осуществлять контроль за достижением результатов и формализуют те высоты, которые определены менеджментом компании и должны быть достигнуты. Как правило, управленческая отчетность возникает стихийным путем и является продуктом внутреней разработки. Источником данных служат бухгалтерские программы и фронтофисные системы, часто в зависимости от того, какое подразделение готовит отчет. Результат такой работы, условно, можно назвать пакетом управленческой отчетности, который обьеденяет всю информацию, которая необходима для управления компанией. Здесь кажется все логично и последовательно, но результат бывает поражает своей несуразностью.
Опыт анализа отчетности показывает, что управленческая отчетность перегружается цифрами и ключевыми показателями, которые не дают возможности делать хоть какие-то выводы на их основе. В отчетах присутствует значительное количество несостыковок. В отчетах которыми пользуются разные отделы, цифры и показатели одних и тех же величин отличаются, аналитическая разбивка может разниться настолько сильно, что сопоставить ее не представляется возможным.
Понять существование проблемы управленческой отчетности и ключевых показателей достаточно просто. Если управление компании постоянно запрашивает какие-то новые блоки информации и отчеты, для подготовки которых вы используете новые выборки и инструменты, значит определенно проблема существует. То же можно сказать и о количестве отчетов. Легко понять, что человеческий мозг не способен перерабатывать значительные обьемы цифровой или визуальной информации. Одна информация вытесняется новой поступившей. В такой ситуации менеджер не способен видеть всю картину в целом и принять правильное решение.
Причина значительных упущений в управленческой отчетности и ключевых показателей, на наш взгляд, это отсутствие четко определенного подхода при ее разработке, а так же то, что отчеты для руководства готовятся бухгалтерами или финансистами, не имеющими нужного кругозора и опыта в управлении. Существует бесконечные варианты презентации отчетов и бесконечное количество показателей, из которых бухгалтера и финанситы не могут понять что нужно управленцам, а управленцы не могут ясно обьяснить что им нужно. Вероятно причина ошибок и всех этих несостыковок, это все же кадровая проблема.
Управленческая отчетность должна иметь четко выраженную направленность цели управления компанией и содержать только те ключевые показатели, которые помогают цели достижения контроля и управления. Ее задача, давать возможность при первом взгляде ясно видеть ситуацию в Компании в целом, так и в отдельных подразделениях. Создать такой продукт не просто, но и не поздно никогда. Решение кроется в постановке задачи как таковой, и конечно, это работа не для рядового специалиста. Если по каким то причинам Компания не может выделить необходимый ресурс, такой ресурс можно привлечь дополнительно. В этом вопросе важен именно результат, а не сам процесс....