Ни для кого не секрет, что владение и управление собственным бизнесом в России сопряжено с большими затратами психической и физической энергии. И все же некоторые смельчаки выбирают этот путь, невзирая на все трудности и препятствия. Причины, по которым человек решается запустить свой собственный бизнес, могут быть разными, но цель всегда одна – обеспечить себе и своей семье финансовую самостоятельность и безопасность, а значит получить личную свободу (относительную, разумеется, ибо в бизнесе никто не застрахован от неудач). С чем же может столкнуться начинающий или опытный предприниматель, помимо неожиданных изменений правил игры со стороны государства, налогового и гражданского законодательства?
Рисковая психология и смелость индивидуума, к сожалению, не являются залогом успеха предпринимательства. На этом поле достаточно много игроков с похожими качествами, но выигрывают далеко не все. Первая проблема не только новичков, но и опытных бизнесменов – отсутствие точного расчета при запуске проекта. Очень немногие посвящают достаточно времени обдумыванию вариантов, оценке рисков, моделированию ситуаций и калькуляции затрат. Как правило, большинство старт-ап проектов держится исключительно на энтузиазме, героизме и невероятных жертвах своего зачинателя. И все это сопровождается временными, денежными, нервными потерями, разрушением родственных и дружеских связей, утратой личной собственности, попаданием в долговую зависимость и прочими «прелестями» суровой действительности. Избежать всего этого, разумеется, можно, и тому есть примеры, но почему-то мало, кто из предпринимателей изучает и учитывает печальный опыт коллег.
Другим важным вопросом, с которым рано или поздно столкнется любой владелец бизнеса, - это агрессивность и чрезвычайная подвижность конкурентной среды. Вступая на путь самостоятельного зарабатывания денег, каждый бизнесмен должен признать существование некоторых жестоких правил игры, иногда принимающих крайние формы, выражающихся формулами: «Боливар не выдержит двоих» или «Каждый сам за себя». Ничего не поделаешь, выживание любой ценой, в том числе и выживание за счет другого, является базовым свойством человеческой натуры. В натурах же особенно низких, а таких немало среди людей, занимающихся бизнесом, это базовое свойство может быть приправлено жадностью, хищническими инстинктами, немотивированной злостью, социальной завистью или жестокостью: успеть раньше всех, вырвать кусок из рук слабого, грести все под себя, идти по трупам, и чтобы все было только для меня одного! Что можно посоветовать предпринимателям, не желающим оказаться случайными жертвами своих коллег в сложных обстоятельствах? Вам придется овладеть стратегией и тактикой конкурентной борьбы, все время держать руку на пульсе, заключать и разрывать союзы с партнерами, нанимать и увольнять ключевых сотрудников своевременно, просчитывать и прогнозировать развитие ситуации, и всегда помнить китайскую мудрость: «Никто тебе ни друг, ни враг, но всякий - учитель».
Другое явление, с которым придется столкнуться и даже работать, это: «не обманешь – не продашь». Имеется в виду как прямой обман и мошенничество, так и несоблюдение договоренностей, непорядочность, ненадежность ваших партнеров: поставщиков, покупателей и других контрагентов (обещали заплатить в указанные сроки и не заплатили, обещали привезти товар определенной номенклатуры и привезли другой, некомплектный или бракованный, -примеров много). Конечно, с этим явлением сталкиваются не только бизнесмены, но и все мы в нашей повседневной жизни. Заглушая голос здравого смысла, наша доверчивость или жадность очень часто служат нам плохую службу: мы верим заманчивым речам и льстивым посулам бессовестных зазывал, хотя нет никаких оснований для существования сверхдешевого, но обладающего высокими потребительскими качествами товара. У этого явления есть и другая сторона – а какой стиль бизнеса выбираете вы для своей компании: прибыль любой ценой здесь и сейчас или стратегия завоевания репутации надежного и качественного поставщика, производителя.
В связи с темой предпринимательства невозможно не упомянуть фактор удачливости или ее отсутствия у некоторых людей. Да-да, та самая удачливость, которая позволяет человеку находиться в нужное время в нужном месте, обращать поражения в победы и извлекать пользу даже из самых безнадежных ситуаций. Нам очень нравится цитата из романа Ремарка «Триумфальная арка»: «Он был не настолько глуп, чтобы не верить в случайности». В ней есть понимание законов жизни и человеческого бытия, в ней есть возможность человеческой ошибки, которая неожиданно может привести к цели кратчайшим путем. Нельзя отрицать, что иногда даже искушенный бизнесмен терпит поражение, казалось бы, на пустом месте, в то время как неопытный новичок вдруг натыкается на золотую жилу.
И в заключении хотелось бы сказать следующее: чтобы ни было написано ранее об опасностях и рисках индивидуального предпринимательства, не бойтесь начинать и развивать свой бизнес и совершать ошибки. Всякое развитие сопряжено с взлетами и падениями, успехами и поражениями. Помните, что бизнес, как и наука, искусство или религия, прежде всего, являются средством самовыражения личности, способом удовлетворения творческих потребностей вашего ума и сердца, и только лишь потом средством обогащения. Следование этой простой истине никогда не приведет вас к обычному торгашеству и тупому накоплению денежных знаков, а качество вашей жизни не сведется к элементарному функционированию организма.