Микроклимат в рабочем коллективе


Зарабатывая на «хлеб насущный», мы проводим на работе значительную часть своей жизни. Поэтому нет нужды объяснять, как важно для каждого из нас, будь он руководитель или простой сотрудник, иметь комфортное рабочее место и приятную психологическую атмосферу в коллективе. Оба эти фактора влияют не только на наше психическое и физическое здоровье, но и на производительность труда, мотивацию и экономические показатели. Освещенность, планировка и чистота в помещении, цвет стен, качество мебели и техники способны буквальным образом как вдохновлять на выдающиеся свершения, так и гасить любое желание что-либо предпринимать в такой обстановке.

Хорошая работа начинается с правильной организации рабочих мест и качественных условий труда. Конечно, мы понимаем, что не всегда бывает экономическая возможность арендовать офис класса «А» или строить новенький, высокотехнологичный завод, оснащенный роботами, выполняющими самую тяжелую, нудную или неблагодарную работу, освобождая для людей время на творческий труд. И все же, на наш взгляд, вопросу условий труда необходимо уделять особое внимание, и вот почему.

Если Вы озаботитесь качеством рабочих мест, для ваших сотрудников это не пройдет незамеченным: в большинстве случаев они оценят Вашу заботу о создании уютного интерьера для их работы и, возможно, любовь к своему рабочему месту перенесут на выполняемую для Вас работу, а это уже первая экономическая выгода – желание работать лучше. Усилия по оформлению офиса не останутся незамеченным и Вашими клиентами. Приятный антураж, располагающая атмосфера создадут желание вернуться к вам еще не один раз, а это уже вторая экономическая выгода – задача сохранения лояльности клиентов иногда решается и таким способом: просто им у Вас нравится. И, конечно же, Вам и самому/самой будет приятно приходить в рабочее помещение, радующее глаз и согревающее душу своей продуманностью и удобством.

Но никогда и никого не спасали и не спасут красивые интерьеры и дорогая мебель, если внутри самого коллектива нет согласия и уважительного отношения друг к другу. Любая команда, собравшаяся для совместной работы, для достижения успеха должна достичь согласованности в своих действиях. Это справедливо не только для спорта, но и для бизнеса. Парадоксальным образом, на первое место выходят личностные качества, а не профессиональные. Если поведение и моральные ценности одного или нескольких, даже высокопрофессиональных людей, не импонируют другим участникам рабочего процесса, результаты такой работы будут хуже, чем, если бы действовала менее профессиональная, но более слаженная команда. Подбирая людей для совместной работы, важно обращать внимание на способ взаимодействия их личностей с коллективом. Справедливости ради, следует заметить, что иногда коллектив отторгает отдельных своих членов, делая их изгоями или «козлами отпущения», по непонятным критериям. Но бывает и так, что отдельный человек оказывается настолько сильным, что противопоставляет себя всему коллективу и даже умудряется захватить неформальное лидерство достойным или недостойным путем.

Как бы то ни было, Ваша задача как предпринимателя следить за психологической атмосферой внутри коллектива и в тревожных случаях принимать меры по оздоровлению, какими бы болезненными они ни были. Если упустить время, внутренние распри могут вырасти в большой и неуправляемый конфликт, который непременно нанесет вред Вашему бизнесу. Автору статьи известен пример, когда одному человеку удалось расколоть коллектив на две группы и увести одну из них за собой в другой бизнес, прихватив при этом клиентскую базу прежнего работодателя. Конфликт при этом зрел довольно долго, не менее года, и его основной подоплекой была социальная и персональная зависть к владелице небольшого и к тому же не слишком успешного бизнеса, то есть причина была почти иррациональной. Зато ущерб был вполне реальный, ведь помимо неожиданного предательства со стороны человека, считавшегося близким, пришлось столкнуться с потерей репутации в глазах клиентов и, хотя и кратковременным, но все же снижением выручки. Всего этого можно было избежать, правильно и своевременно отреагировав на «тревожные звоночки», которые, в общем-то, были.

В этой связи хотелось бы сказать несколько слов о взаимоотношениях руководителя и коллектива. Как ни банально это звучит, но тон задаете Вы и только Вы, так как Вы принимаете решение о том, кого берете на работу, это область Вашей личной ответственности, и кадровые ошибки иногда могут иметь разрушительные последствия. Мы имеем в виду такую опасность для микроклимата в коллективе как агрессивные, неуправляемые или невменяемые сотрудники, попросту говоря, сумасшедшие. Каким образом они оказываются принятыми на работу, вопрос открытый, и все же время от времени это происходит даже в очень благополучных компаниях. Наверное, хитрость сумасшедших помогает им притвориться хорошими работниками и пройти не слишком жесткий кадровый отбор. Однако их присутствие будет нервировать других сотрудников, и, возможно, вынудит кого-то очень для Вас ценного покинуть компанию. Способы борьбы с такой ситуацией хорошо известны и должны быть применены сразу, как только произошел первый неприятный инцидент.

И еще один важный момент в отношениях руководителя и коллектива. Неважно, являетесь ли Вы собственником бизнеса или наемным топ-менеджером, старайтесь держать дистанцию между собой и сотрудниками. Сохранение дистанции позволит Вам оставаться равноудаленным от всех, а значит объективным в своих оценках по поводу работы и свободным в своих решениях. Вы можете очень оперативно управлять кадрами – переводить, заменять, увольнять сотрудников, повышать или понижать величину оплаты труда. Дистанция подразумевает, что у Вас нет среди сотрудников любимчиков, которым позволено больше, чем другим членам коллектива, а также нет людей, которых Вы невзлюбили и подвергаете обструкции. У сотрудников не будет повода обвинить Вас в предвзятости.

В заключении отметим, что существуют различные типы коллективов, от тоталитарной секты до исследовательской команды, в которых может царить как дух сотрудничества и взаимопомощи, так и атмосфера нездорового соперничества и отчужденности. Также существуют разные типы руководителей и стилей руководства, от авторитарных до демократичных. Но какой бы стиль руководства Вы ни выбрали, в его основе должны лежать принципы справедливости и уважения к личности. Тогда даже Ваш авторитарный стиль не покажется кому-то грубым и невыносимым, и Ваша команда добьется нужных Вам результатов.