Что означает слово «экономика» применительно к вашему бизнесу? Если говорить совсем простыми словами, то это будут та часть вашего бизнеса, на которой вы делаете свою прибыль, эта та часть востребованных работ или услуг, которые вы можете сделать дешево, но качественно, чтобы потом продать по более высокой цене. Осознанно или нет, мы ищем такие процессы не только в бизнесе, но и в своей жизни, чтобы при минимуме усилий получить максимум результата.
Но также как и в жизни, в бизнесе все стремительно меняется – партнеры, конкуренты, конъюктура рынка, аналоги и заменители продуктов, психология покупателей, технические новинки, изменение законодательства и непопулярные решения правительства. Ко всему этому могут добавиться различного рода стихийные бедствия - пожары, наводнения, землетрясения, цунами, извержения вулкана и тому подобное. Или действия антиправительственных сил - войны, революции, восстания, протесты, митинги, теракты и еще множество факторов окружающей среды, которые волей-неволей могут повлиять на успешность вашего дела. Однако каким бы страшным нам все это ни казалось, приходится все-таки приспосабливаться и искать новые пути и решения, чтобы выжить.
Конечно, форс-мажорные обстоятельства невозможно предугадать. Но помимо них существуют определенные экономические закономерности, которые позволяют вовремя определить необходимость изменений и провести их точно вовремя. Такие изменения могут небольшими, а могут быть кардинальными, связанными с отказом от прежнего продукта и поиском новой рыночной ниши.
Некоторые бизнесмены обладают совершенным чутьем на необходимость проведения изменений под влиянием обстоятельств и умеют совершать головокружительные маневры по управлению себестоимостью, продвижением товаров и услуг, внедрением инноваций или, наоборот, ликвидации бизнеса. Другим же требуются ощутимые сигналы извне – падение выручки, текучесть кадров, необъяснимый рост затрат, увеличение времени реализации товара и прочие неприятные признаки. Очевидно то, что чтобы не оказаться во второй группе предпринимателей, важно внимательно следить за бизнес-процессами в своей компании и оперативно реагировать на возникновение даже маленькой проблемы.
Но все вышесказанное останется только словами, если вы не знаете и знать не хотите, как на самом деле организовать на предприятии процесс под названием «анализ финансово-экономической деятельности», какие для этого нужно предпринять конкретные действия и каких специалистов нанять, только потому, что это звучит скучно. Да, автор статьи согласен, звучит скучно. Однако втянувшись в процесс анализа, вы очень скоро обнаружите, то он не просто увлекателен, но захватывающе интересен, а уж приносимую им пользу вообще трудно переоценить. Поэтому, если вы не желаете своему предприятию преждевременной смерти по глупым причинам (вовремя не заметили, и значит, не отреагировали на тревожный звонок), не пренебрегайте пристальным наблюдением самостоятельно либо с помощью специалистов соответствующего профиля.