Острая проблема малого бизнеса – воровство персонала


Воровство персонала - Одна из самых неприятных, трудно и дорого решаемых проблем, с которыми сталкивается практически каждый владелец малого, среднего и даже крупного бизнеса, - это . В этой статье мы не будем обсуждать криминальную и психиатрическую (клептомания) сторону вопроса в глобальном смысле. Нашей целью является описание проблемы, исследование экономических причин ее возникновения и обсуждение возможных путей ее решения и способов профилактики именно для собственников малого бизнеса.

Факты воровства в Вашей компании являются, нередко, неприятным сюрпризом. Внезапно вы обнаруживаете шокирующие факты, либо Вас давно терзают смутные сомнения, что не все деньги, зарабатываемые компанией, приходят в кассу или на расчетный счет, или вы вдруг замечаете снижение доходности бизнеса. Вы задаете себе два главных вопроса – кто виноват? и что делать? И на первый, и на второй вопрос существуют два простых ответа: виноватый – это Вы, так как не смогли создать в своей компании систему, препятствующую воровству, ну а что делать и подавно известно – либо сосредорточится на решении проблемы, сделав правильные выводы, либо закрывать бизнес и больше не заниматься этим никогда. Для тех собственников, которые не ищут простых ответов на сложные вопросы и готовы вдумчиво действовать, есть и хорошие новости.

Во-первых, снимите с себя частично груз вины – определенная часть наемного персонала будет воровать всегда, при любых обстоятельствах. Хорошая же новость заключается в том, что существует также определенная часть наемных работников, которые не будут воровать никогда, ни при каких обстоятельствах. Данные факты основаны на анонимных опросах, проводимых психологами среди наемных работников. Вполне возможно, что эти факты имеют социологическое объяснение, но мы хотим еще раз подчеркнуть, что ни психологические дефекты личности, ни классовое неравенство, ни социальная зависть не являются предметами обсуждения в этой статье.

Решить проблему воровства персонала поможет хорошая новость, котороая заключается в том, что вполне реально создать в компании систему контроля, которая позволит минимизировать потери от воровства персонала. Чтобы лучше понять принципы устройства таких систем, рассмотрим экономические причины, способствующие появлению и последующему расцвету воровства в компании.

Каждый ваш сотрудник заинтересован в получении максимально возможной выгоды от работы на Вашем предприятии для себя лично. Вы, как получатель, владелец и распределитель прибыли, в системе ценностей сотрудников стоите не на первом месте, и даже не на втором. Удовлетворенность сотрудников величиной и справедливостью оплаты труда снимает часть вопросов связанных с хищениями персонала, способствует росту лояльности сотрудников к компании, которая не менее важна, чем лояльность клиентов.

Вторая причина хищений и воровства персонала: политика попустительства и отсутствие контроля со стороны руководства ведет к ослаблению дисциплины и неизбежным материальным потерям. В условиях ослабленной дисциплины сотрудники начинают неосознанно вредить делу, попусту растрачивая ресурсы компании, временные и физические, что, в общем-то, тоже можно рассматривать как воровство. Работники начинают использовать материальные ценности компании в рабочее время в своих целях. Например, используют мобильную связь, оплачиваемую компанией, для своих личных многочасовых переговоров, либо используют бумагу, картриджи, печатную и копировальную технику компании для изготовления большого количества печатных материалов в собственных нуждах, расходуют прочие материалы, закупаемые компанией для производственных нужд, на себя или свои цели, разъезжают на корпоративном автомобиле по своим делам. Мы думаем, что у каждого собственника малого бизнеса найдется множество подобных примеров использования сотрудниками имущества компании как своего личного. Однако следует отметить, что противоположная политика завинчивания гаек и чрезмерное ужесточение дисциплины приводит уже к сознательному вредительству со стороны работников, демонстрации ими протестного поведения.

Предотвращение воровства персонала - это соблюдение разумного баланса между строгостью и послаблениями должно обеспечить сохранность ресурсов и свести к минимуму ситуации, провоцирующие сотрудников на воровство. Особый случай воровства – воровство, инспирированное клиентами или конкурентами. Мы имеем в виду откаты, получаемые сотрудниками компании в благодарность за особые цены на продукцию, дополнительные скидки или особо выгодные условия продажи или поставки. В эту категорию также входит оплата напрямую сотруднику мимо кассы или замена одной услуги на другую, менее дорогую, по договоренности с клиентом. С этим видом воровства, вопреки сложившемуся мнению, бороться не так уж сложно, если установить некоторый приемлемый для собственника бизнеса уровень потерь от таких сделок и четко следить за тем, чтобы он не был превышен.

Система контроля настоятельно рекомендуется и необходима, так как аппетиты будут расти постоянно, и Вам придется делиться уже той частью прибыли, которую Вы бы хотели оставить себе.

И наконец, последний случай, который мы рассмотрим в этой статье, – случай персонального воровства. На наш взгляд, это самое неприятное событие в рабочем коллективе. Если Вам поступают жалобы от ваших сотрудников о том, что у них стали пропадать личные вещи и деньги на рабочем месте, значит, в коллективе завелся вор, и, к сожалению, разбирательство неизбежно. Выбор методов, которые Вы примените в данном случае – будете ли привлекать полицию или вычислите вора совместными усилиями - зависит лично от Вас и от Вашего коллектива. Как бы то ни было, подобное явление следует немедленно ликвидировать. Жесткие меры, принятые в данном случае, послужат хорошим уроком не только вору, но и остальным сотрудникам, так как они увидят Вашу принципиальность в данном вопросе и почувствуют Ваше покровительство и защиту, что не может быть не оценено.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что, несмотря ни на что, есть повод смотреть на борьбу с хищениями и воровством персоналасо стороны сотрудников с оптимизмом. Решения для данной проблемы есть. Более того, некоторые их них были успешно реализованы на практике. Однако, для каждой компании эти решения уникальны, как уникален и Ваш бизнес, в котором правила игры устанавливаете Вы и только Вы.