Кассовый разрыв: способы профилактики и преодоления


Кассовый разрыв – рабочий бухгалтерский термин, который используется для обозначения такой ситуации, когда наступает срок обязательного платежа (день выдачи зарплаты, погашение кредита, оплата по договору в указанный срок и т.д.), а у вашей компании не хватает денег для платежа или их вовсе нет. Такая ситуация – не редкость, так как причин у нее масса: это может быть отсутствие выручки, крупные вынужденный отток средств накануне, не поступление платежа от контрагента в оговоренные сроки, отсутствие своевременного кредитования, необходимость выполнить другой более срочный платеж, например, налоговый, и множество других подобных обстоятельств. Последствия кассового разрыва могут иметь разрушительное действие на операционную деятельность компании. Нехватка оборотных средств будет означать невозможность поддерживать операционную деятельность и потерю клиентов. Вторая сторона кассового разрыва - это потеря деловой репутации с вашими бизнес партнерами. Таким образом последствия становятся малопредсказуемыми и по этой причине вам необходимо искать пути преодоления складывающейся ситуации и ее профилактики в дальнейшем.

С кассовым разрывом сталкиваются даже крупные предприятия и государства, хотя следует признать, что именно им легче всего его преодолеть. Опираясь на свой практический опыт, автор этой статьи может с ответственностью заявить, что существует больше одного метода для профилактики и преодоления трудностей подобного рода. Разумеется, что самый лучший метод – это стабильный уровень поступлений от продаж и синхронизированный с ним отток денежных средств. Однако в реальной жизни добиться этого бывает нелегко, особенно малому бизнесу или бизнесу, обладающему ярко выраженной сезонностью. Но и в этом случае ситуация не носит характера фатальной неизбежности, так как зная особенности вашего бизнеса, вы всегда можете «подстелить соломки» и заранее все спланировать, продумать диверсификацию вашего бизнеса или оформить в банке овердрафт. И хотя последний банковский инструмент может оказаться для вас слишком дорогим или даже недоступным, его не стоит сбрасывать со счетов, так как бывает такой аврал, что даже «полцарства за коня» не считается завышенной ценой. Если все же, несмотря на все ухищрения с планированием и синхронизацией денежных потоков, ваша компания не смогла увернуться от попадания в ловушку кассового разрыва, далеко не все потеряно и есть пространство для маневра.

Типичными мерами для преодоления кассового разрыва являются по меньшей мере два направления, переговоры и получение займов. Каждое из этих направлений включает в себя массу возможностей и вариантов, о которых знают специалисты соответствующего профиля. Для того чтобы не быть голословными, перечислим лишь некоторые способы выхода из ситуации кассового разрыва, которые, мы уверены, вам также известны. Итак, вы можете попросить клиентов сделать предоплату; попробовать собрать дебиторскую задолженность; продать дебиторскую задолженность (факторинг); договориться с кем-то, кто может заплатить за вас; договориться с тем, кому вы должны заплатить, о переносе сроков платежа; занять деньги у поставщиков, покупателей; занять деньги в банке.

Разумеется, каждый из путей который вы вибираете для преоления кассового разрыва должен быть прощитан и проведена оценка его осуществимости. Для всех этих мероприятий нужны опыт ведения переговоров и расчета стоимости таких операций. Ваша задача - не впадать в панику и действовать разумно. Не стесняйтесь обращаться к консультантам, задавать вопросы и собирать информацию, ведь только в этом случае вы сможете подобрать лучший вариант из прочих возможных, чтобы преодолеть локальный кризис, связанный с кассовым разрывом, а также сохранить репутацию надежного бизнес-партнера.